Как делают музыкальные инструменты


Как делают музыкальные инструменты разных видов и аксессуары к ним в компаниях Yamaha, Gibson, Steinway, Hohner, Ludwig, Zildjian и других.Как делают музыкальные инструменты?
Как делают гитары и гитарное оборудование:

Конструкция гитары

Более подробно прочитать о конструкции гитар, а также о плюсах и минусах каждого метода,  можно в нашей статье «Советы по покупке гитары«.
Под конструкцией гитары,  обычно понимают способ соединения грифа и корпуса, которых может быть три:
Болченный гриф (Bolt On) — гриф прикручен на болтах. Самая распространенная конструкция. Разные фирмы используют разное количество болтов, которыми гриф прикручивается к корпусу, от 3-х до 5-ти.
Вклеенный гриф (Set Neck) —  гриф вклеен в корпус. Данный способ характерен для таких гитарных фирм как Gibson, PRS, Schecter.
Сквозной гриф (Neck-Thru-Body)  гриф  проходит сквозь корпус гитары. Существуют два вида сквозных грифов: внахлест и стандартный.
Способы крепления грифа к корпусу гитары
Конструкция гитары самым прямым образом влияет на звучание инструмента. Болченные грифы имеют более яркий звук, хорошую отдачу. В тоже время уступают в сустейне (протяженности звучания ноты).
Сквозные гитары наоборот, обладают меньшей отдачей но большим сустейном. За счет сквозного грифа, на таких гитарах более удобный доступ к последним ладам.
Вклеенные грифы занимают среднию позицию, умеренная отдача  и сустейн.

Корпус гитары 

Корпус гитары имеет также важное значение. Это не только внешний вид гитары, но и ее звук и удобство игры. Корпуса изготавливаются из разных пород дерева, каждое из которых в сочетании с другими характеристиками гитары, дает свой особый звук.
Материал корпуса
- Ольха (Alder) одна из самых популярных пород древесины, которое используется для корпусов гитары. Среднее по весу, это дерево прекрасно подходит для блюз и рок стилей, имеет яркий сбалансированный звук с сочной серединой и упругими низами.  Компания Fender например, большинство  своих гитар делает именно из ольхи.
Липа (Basswood) прекрасно зарекомендовала себя как любимое дерево для шредеров из 80-х. Светлое и легкое по весу, практически без пор. Жирный, хорошо сбалансированный тон, который придает инструменту теплое, ровное звучание. Наиболее известными брендами кто активно использует это дерево, явлются Ibanez, Suhr.
- Красное дерево (Mahogany) имеет классический тональный спектр и используется для изготовления как корпуса, так и грифа гитары. Довольно плотное само по себе, Mahogany относится к тяжелым породам дерева, с интересным рисунком пор дерева, которое превосходно смотрится на большинстве прозрачных цветов. Слегка приглушенные верхние, плотная середина, мягкие сбалансированные низкие частоты, делает это дерево популярным среди множества роковых гитаристов. Объемное, жирное звучание, способное «прорезать» любой микс. Это дерево используют все без исключения компании, производящие гитары.
Ясень (Swamp Ash) легкое и пористое по структуре дерево, с коричневатыми волокнами, которые отлично выглядят на прозрачных вариантах покрытия. Корпуса из ясеня используют в различных стилях, включая кантри, блюз, рок и метал. Ясень очень резонансное дерево, в меру сбалансированное, с мягкими верхами, устойчивыми низкими и слегка вырезанными средними частотами.
Окантовка (Binding)
Окантовка или кант, это обводка по краю корпуса и/или грифа гитары, сделанная из пластика, дерева, перламутра и любых других различных  материалов. Обычно делается на дорогих инструментах, поскольку требует ручной работы. Окантовка не влияет на звук и делается в основном для внешнего вида. Кант на грифе, кроме внешнего вида, также может служить для сглаживания ладов, края которых выступают за пределы грифа.
Окантовка грифа и корпуса
Форма копуса (Body Shape)
Визуально, каждую гитару по форме ее корпуса, можно разделить на следующие группы:
Стратообразные гитары: — гитары, форма корпуса которых напоминает форму Fender Stratocaster
Леспол-образные гитары — форма корпуса напоминает Gibson Les Paul (например ESP Eclipse)
V-образные или стрелообразные гитары: форма корпуса напоминает букву «V» или что то похожее (Gibson Flying V, Jackson Randy Rhoads)
Explorer (эксплоер) — форма корпуса, которая похоже на гитару Gibson Explorer.
Все остальное: сюда входят любые другие формы, включая различные уникальные Custom варианты (гитара ввиде автомата, различных мифических существ и т.д) а также микс между формами из первых 3-х пунктов (например гитара Dean ML = V форма + Explorer)  Отдельно стоит выделить формы гитар таких фирм как B.C Rich  у которых существуют свои названия.
Примеры формы корпуса  гитары
*Акустические гитары заслуживают отдельной статьи. В основном у каждой фирмы свои корпуса, которые классифицируются в основном по размеру и четких разделений как электрогитары не имеют.
Виды корпусов
Корпус гитары может быть цельным, с полостями (вырезами), либо пустотелый.
Цельный (Solid Body) — корпус гитары не имеет полостей, т.е это сплошной кусок дерева. Большинство электрогитар имеют цельный корпус.
Корпус с полостями (weight relief) это корпус внутри которого есть вырезы. Обычно это делается для облегчения веса инструмента. Хорошим примером таких корпусов является корпуса гитар Gibson.
Корпуса гитар Gibson
Semi Acoustic (Hollow Body) -пустотелый корпус, без центрального блока. Такие инструменты по конструкции напоминают акустические гитары. Подобные инструменты часто называют «банками» из-за их габаритов. На верхней деке часто можно встретить отверстие (эфа или f-hole) через которое проходит звук и инструмент звучит даже в неподключенном состоянии. Подобные инструменты чаще всего используются в таких стилях как блюз, джаза, рокобилли. Обладают хорошим фидбэком, хорошим чистым звучанием.
Chambered body Chambering body — прорези в корпусе, для придание особого звучания инструмента. Используется многими производителями ( например Music Man, Suhr) Представляет собой прорези в верхней части деки, которые не только облегчают корпус на и также влияют на звук, придавая ему акустический «привкус»

Гриф гитары 

Гриф гитары особо важен, так как именно через него осуществляется ваш контакт с гитарой.  Очень часто удобство грифа, имеет ключевое значение при выборе гитары. Кроме удобства, гриф также влияет и на звук гитары. Рассмотрим основные составляющие грифа.
Головка грифа (Headstock) — часть грифа гитары, на которой расположены колки. Головка грифа может быть как единым целым с грифом, так и отдельным куском дерева, которое приклеивается к грифу.
Scarf Joint Scarf Joint — способ крепления головки грифа. Головка приклеивается отдельно к грифу в районе 2-4 ладов. Подобный способ широко распространен на гитарах Jackson, Charvel, Ibanez.





гриф из 5-ти кусков дерева
1 piece neck — гриф, который целиком изготовлен из одного куска дерева.
3-5 piece neck  — гриф гитары изготовлен из нескольких кусков дерева.  Дерево может быть как однородное, так и разнородное, например грифы Ibanez изготовленные из клена, часто имеют вставки из ореха. Подобные грифы очень прочные и меньше подвержены деформациям.


Quartersawn neck (радиальный распил) — особый способ распила бруска дерева, из которого затем делают грифы. В отличии от обычного способа, quartersawn грифы намного прочнее и стабильнее, именно за счет сечения структуры волокна. Такие грифы ставят на более дорогие инструменты и используются практически всеми производителями.
Разновидность распила бруска дерева для грифа гитары

Дерево для грифа гитары
Гриф гитары изготавливается из различных пород дерева, каждое из которых обладает своим уникальным свойством, которое в первую очередь сказывается на звучании гитары. Наиболее распространенные пароды дерева, из которых делают гитарные грифы является:
1) Клен.
Кленовые грифы самые распространенные, поскольку клен сам по себе довольно прочное дерево,  что соответственно делает гриф из этого дерева прочным и менее подверженным к различного рода деформациям от внешних факторов.  Кленовый гриф дает яркий, сочный и сбалансированный звук. В свою очередь кленовые грифы могут быть разными. Например birds eye maple (птичий глаз) особая порода клена, которую сразу можно отличить по узорам. Данный вид клена более стабилен к деформациям, более прочнее и  выглядит намного красивей. Поэтому из этого дерева в основном делают грифы для  дорогих гитар. В последнее время все большую популярность набирают грифы из Burned Maple или Roasted Maple (жаренный клен) Это обычный клен, которой проходит дополнительную обработку в печи, при высоких температурах. В ходе этого процесса из дерева убирается вся влага и любые органические соединения. За счет этого гриф становится более прочнее и стабильнее к различного рода деформациям. Также меняется цвет дерева. Гриф становится более темнее.
2) Красное дерево (Mahogany)
Гриф из красного дерева, занимает второе место по популярности среди пород дерева, которые используются при производстве грифов. Гриф из красного дерева придает более низкое и сочное звучание. Наиболее популярными разновидностями махогони  являются латиноамериканский (гондурасский) и африканский. Латиноамериканский махогони (гондурасский махагони), это дерево высотой до 50 метров и до 1.8 м в диаметре. Распространено в тропической Латинской Америке. Древесина от желтовато- до розово-коричневого цвета, светлее африканского. Используется большинством фирм, которые производят гитары.
Махагон африканский —  растет в  западной и центральной Африки.  Имеет оттенки от бледно-розового до темного красновато-коричневого. Древесина махагона имеет свилеватые волокна, по строению схожа с махагони гондурасским, легко поддается сушке и механической обработке. Одна из причин популярности красного дерева заключается в значительном сопротивлении атмосферным влияниям и практически неизменяемых размерах и форме.


«Пятка грифа»  Neck Heel — место крепления грифа и корпуса гитары. Обычно данное понятие актуально для болченых гитар. Сама пятка может быть скошена, для более удобного доступа к ладам. Разные фирмы производители гитар, делают это по своему.
Крепления грифа к корпусу, пятка грифа.
Крепления грифа к корпусу, пятка грифа.
Анкерный стержень — стальной трос, который проходит внутри корпуса гитары, отвечает за прогиб грифа и служит для настройки и стабильности грифа. Кроме анкерного стержня, гриф может быть также усилен дополнительными вставками, в основном из графита  (graphite reinforced)Анкерный стержень
Титановый анкер или титановые вставки используется на гитарах hi end класса. Высокая прочность и легкость титана благоприятно сказывается на резонансе и стабильности грифа.
graphite



Профиль грифа. Помимо ширины, все грифы  имеют свой профиль, т.е форму или то что  обычно называют «толщина» грифа. Этот показатель используется в любом техническом описании гитары, на который стоит обратить пристальное внимание, при выборе гитары. Наиболее популярным и распространенным профилем, является профиль С.
Профиль грифа гитары

Инкрустация — отделка корпуса или грифа гитары. Изготавливается из различных материалов, преимущественно перламутр. Может быть как в виде обычных точек, так и целых художественных произведений на кастумных гитарах.
Инкрустация гитары

Накладка на гриф

Накладка на гриф — кусок дерева, который клеится поверх грифа. Накладка на гриф является третьим важным моментом, от которой зависит звучание гитары, а также, что не мало важно, личные ощущения от игры на инструменте. Также как гриф и корпус гитары, накладки изготавливают из различных пород дерева, которые обладают особыми свойствами и по разному влияют на общее звучание гитары. Также стоит отметить что некоторые гитары изготавливаются без накладок (например Fender Stratocaster). Ниже приведены наиболее распространенные варианты накладок.
Maple (клен) — одно из самых распространенных и популярных пород дерева, использующегося для изготовления грифа и накладки. Яркий сочный звук, хорошая читаемость и баланс.
African Rosewood - зернистое дерево, по цветовому контрасту может сочетать в себе как коричневато-красные оттенки, так и абсолютно черные участки. По звуку, African Rosewood ярче чем Indian Rosewood. Хороший баланс и читаемость.
Indian Rosewood — одно из самых популярных пород дерева, использующиеся для изготовления накладки. Характерный зернистый узор, цветовая гамма включает коричневато-черный, фиолетовый и коричневато-красные оттенки. Идеальный баланс низкий, средних и высоких частот.
Pau Ferro — по ощущениям и внешнему виду похож на палисандр. По цвету немного светлее палисандра. Плотное дерево с яркой атакой и превосходной читаемостью.
Cocobolo — является разновидностью  палисандра, растет в центральной и южной Америке. Уникальная структура волокон и обширная гамма цветов, которая включает оттенки оранжевого, красного, коричневого, фиолетового и черного цветов. По звуковым характеристикам очень похоже на Brazilian Rosewood.
Ebony (черное дерево)  — очень плотное дерево по структуре, с небольшими прожилками волокон. Плотное, мощное звучание, хорошая атака и читаемость. Гитары с накладками из черного дерева, часто используется в тяжелых стилях музыки.

Радиус накладки — степень закгругленности накладки. Измеряется в дюймах или миллиметрах (например 12″ или 304,8 мм). Чем меньше число, тем накладка более круглая.
Мульти радиусная накладка — это накладка с переменным радиусом, т.е более круглая на Радиус накладки грифа первых ладах и более плоская на последних. Делается для более удобной и комфортной игры. Обозначается 12″-16″ где 12″  это радиус на первом ладу и 16″на последнем или 12-ом ( у каждого производителя по разному)




Скалопирование — выемка в грифе между ладами. Встречается довольно редко на серийных гитарах. Скалопирование делается для более удобных бендов (подтяжек) при игре на гитаре. Данная особенность подходит далеко не всем, поэтому если вы решили купить гитару с скалопированным грифом, то мы бы порекомендовали вам сначала поиграть на такой гитаре. Скалопирование может быть как на всем грифе, так и на последних ладах. Также по глубине выреза, скалопирование может быть глубоким, средним и легким.
скалопированный гриф
скалопированный гриф

Лады — (не путать с музыкальным ладом) это металлические стержни, которые расположены на всем протяжении грифа, к которым прижимается струна и тем самым получается определенный звук (нота).  В зависимости от гитары, количество ладов может достигать от 21 до 27-ми. Сами лады бывают различной ширины и высоты, что определенным образом влияет на удобство игры. Кроме того лады могут быть изготовлены из стали, никеля или меди.  Наиболее долговечные лады — стальные. Инструмент с такими ладами прослужит очень долгое время, прежде чем возникнет необходимость в замене ладов. На более бюджетных гитарах в основном используют лады из никеля. Они менее долговечны чем стальные,  износ таких ладов можно наблюдать через 10-15 лет после интенсивной игры на гитаре.
Fanned Fret —
Лады расположенные под углом. Используются на кастумных инструментах. Основная идея это равномерное распределение тона и натяжения струн, на гитарах с  увеличенной мензурой.
Fanned Fret
Fanned Fret

True Temperament Fret
Особая система «искривления» ладов, которая позволяет добиться максимально точного строя  и равномерной интонации звука,  на всем протяжении грифа. Более подробную информацию можно найти на сайте производителя. Гитары с такими ладами в настоящий момент не производятся  серийно, в основном это кастумные инструменты или серийные гитары, где подобные лады устанавливались самостоятельно владельцем гитары.

True Temperament
True Temperament


 Топ гитары

Топ гитары — кусок дерева, который наклеивается поверх корпуса гитары для получения определенного звучания инструмента. Например на гитарах с корпусом из красного дерева, часто можно встретить топ из клена, который добавляет средних и высоких частот, к  низкому звучанию которое дает красное дерево. Тем самым получается сбалансированный по частотам звук. На корпусах из ольхи кленовые топы практически не используют, поскольку ольха сама себе сбалансированное дерево.  Кроме того, чисто внешне, гитары с  топами выглядят намного эффектнее.  Также топы могут быть различными по толщине. Стандартная толщина 3/16 дюйма, но в зависимости от гитары и производителя, топ может достигать толщину равную 1/2 толщине самого корпуса (особенно на бас гитарах).
Топ гитары
В основном топы изготавливаются из клена, и ценятся в зависимости от рисунка структуры дерева.  Наиболее распространенными вариантами топов, являются простой (Plain maple top) фигурный (Flame Maple Top) и узорчатый ( Quilt Maple Top)  У разных производителей гитар, сами топы могут классифицироваться еще глубже, например у Gibson есть AAA Flame Top или 5А Quilt Top. На примере гитары Gibson Les Paul представленном ниже, вы можете увидеть как рисунок дерева топа, влияет на внешний вид инструмента.
Виды топов для электрогитары
Кроме этого есть особые сорта клена, где рисунок дерева очень необычный. Подобные топы используются на кастумных инструментах, наиболее распространенными являются Burl Maple и Spalted Maple.

burl и spalted кленовый топы
В большинстве случаев топ клеится из двух частей, — т.е кленовая доска распиливается на две части вдоль, и затем оба края соединяют по рисунку дерева, так называемый «книжным» способом. Место соединения двух частей топов — «шов» если присмотреться, отчетливо видно. На более дорогих инструментов топ изготавливается из цельного куска клена.

Варианты топа гитары



Фурнитура

К фурнитуре гитары, можно отнести в принципе все комплектующие,  которые сделаны не из дерева и являются дополнением к корпусу и грифу гитары — переключатели, ручки громкости, флойд, порожек, колки, страплоки и т.д. Такие вещи как струнодержатель (чаще употребляют флойд, бридж, машинка, тремоло ) и звукосниматели заслуживают отдельных статей, поэтому мы упомянем лишь ключевые моменты.
Струнодержатель
Как ясно из названия, это устройство которое держит струны -).  Существуют много разновидностей, но все их можно разделить на две группы — фиксированные и не фиксированные. Не фиксированные струнодержатели, позволяют тянуть струны вверх или вниз с помощью ручки (рычага). К таким струнодержателям относятся Floyd Rose и прочие похожие системы, различные Vintage Tremolo, Bigsby и т.д. В свою очередь подобные флойды можно разделить на двухсторонние (т.е которые работают на повышение и понижение) и односторонние, которые работают только на повышение-натяжение струн. Самым распространенным двухстронним флойдом, является система Floyd Rose.
Основные составляющие Floyd Rose

Фиксированные струнодержатели намного проще, они просто держат струны, как на акустической гитаре. К таким струнодержателям относятся Tune-O-Matic и его аналоги. Кстати, этот бридж был разработан в 1954 году Тедом Маккарти президентом компании Gibson и впервые был установлен на гитару Gibson Les Paul.
Tune-O-Matic Bridge

Принцип работы простой — Stop Tail держит струны (также они могут проходить сквозь корпус, и держаться за счет корпуса) а Tune-O-Matic обеспечивает настройку каждой струны по мензуре и высоте.



Коментарі

Популярні дописи з цього блогу